10.04.2020

Налоговые льготы для арендодателей, предоставивших отсрочку арендных платежей пострадавшим от COVID-19. Краснодарский край

В Краснодарском крае продлили сроки уплаты ряда налогов владельцам крупных объектов коммерческой недвижимости, предоставившим арендаторам отсрочку арендной платы
Дмитрий Кивоенко
текст Дмитрий Кивоенко
партнер, адвокат
Налоговые льготы для арендодателей, предоставивших отсрочку арендных платежей пострадавшим от COVID-19. Краснодарский край

Изображение Paolinio с сайта Pixabay

В рамках пакета законов, направленных на поддержку бизнеса в условиях эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее – Закон № 98-ФЗ), ч. 1 ст. 19 которого арендаторы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органами государственной власти субъектов РФ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, наделены правом требовать отсрочку арендной платы.

Условия и сроки предоставления отсрочки арендных платежей на основании Закона № 98-ФЗ определены в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 (далее – Постановление № 439), согласно которому она применяется к договорам аренды, заключенным:

  • организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, наиболее пострадавших от распространения COVID-19;
  • в отношении недвижимого имущества всех форм собственности.

Перечень отраслей экономики, признанных наиболее пострадавшими от последствий COVID-19, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (далее – Постановление № 434) и включает: 

  • авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки;
  • культура, организация досуга и развлечений;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;
  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  • гостиничный бизнес;
  • общественное питание;
  • деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;
  • деятельность по организации конференций и выставок;
  • деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

Чтобы определить, относится ли конкретный вид деятельности к таким отраслям, необходимо исходить из ОКВЭД, включенных в каждую группу.

NB! В Постановлении № 434 указано, что утвержденный им перечень принят для целей применения Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ о кредитных каникулах, однако в отсутствие иного, он может применяться и в отношении аренды недвижимого имущества.

В преамбуле к Постановлению № 439 дана рекомендация руководителям органов власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставить меры поддержки тем собственникам объектов недвижимости, которые предоставили отсрочку уплаты арендной платы арендаторам из перечня, определенного Постановлением № 434.

Ранее Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставил главам субъектов РФ право продлевать в 2020 году сроки уплаты ряда налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также региональных и местных налогов (авансовых платежей по ним) за период с 1 января по 31 декабря 2020 года. Это право может быть реализовано, если сроки уплаты соответствующих налогов не продлены Правительством РФ или если оно не предусмотрело более ранние сроки их уплаты.

В Краснодарском крае рекомендации Правительства РФ были реализованы в постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.04.2020 № 202 "О продлении сроков уплаты налогов в консолидированный бюджет Краснодарского края в условиях режима повышенной готовности на территории Краснодарского края" (далее – Постановление № 202).

1. По каким налогам продлен срок их уплаты и до какой даты?

Согласно п.п. 1 и 5 Постановления № 202 продлен срок уплаты:

  • налога на имущество организаций и платежей, предусмотренных упрощенной системой налогообложения (далее – УСН), за налоговый период 2019 года – до 15 октября 2020 года включительно;
  • налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, а также платежей, предусмотренных УСН и системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход за 1-й квартал 2020 года – до 15 ноября 2020 года включительно;
  • платежей, предусмотренных патентной системой налогообложения, если сроки уплаты налога приходятся на 2-й квартал 2020 года – до 15 ноября 2020 года включительно.

Необходимо отметить, что из Постановления № 202 не ясно, продлены ли сроки уплаты этих налогов в отношении всех видов деятельности и объектов недвижимости арендодателей-налогоплательщиков или эти льготы предоставлены лишь в отношении конкретных объектов аренды, по которым арендодатели предоставили отсрочку арендной платы. Ведь, например, большая часть арендаторов, пользующихся недвижимым имуществом одного и того же арендодателя, может не относиться к перечню, утвержденному Постановлением № 434.

Также вызывает вопросы включение в перечень налогов, срок уплаты которых продлен, транспортного налога, поскольку этот вид обязательных платежей прямо не связан с извлечением доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду. Возможно, здесь имела место ошибка при верстке текста Постановления № 202. Дело в том, что рассматриваемая льгота для арендодателей закреплена в п. 5 путем отсылки к п. 1, в котором перечислены все налоги и сроки продления их уплаты для всех случаев предоставления льгот, предусмотренных Постановлением № 202.

В сложившейся ситуации сталкиваются необходимость толкования нормативного правового акта исходя из цели и контекста его принятия (экономическая поддержка арендодателей в условиях отсрочки исполнения обязательств по внесению арендной платы) и принцип необходимости толковать все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ). При этом, важно учитывать, что предоставление льгот вне связи с экономическим положением налогоплательщиков может повлечь нарушение конституционного принципа равенства (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Для прояснения обозначенных вопросов целесообразно обратиться за официальными разъяснениями.

Кроме того, согласно п. 3 Постановления 439 сумма арендной платы (задолженность), по которой предоставлена отсрочка, подлежит уплате:

  • не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023;
  • не чаще одного раза в месяц;
  • равными платежами в размере, не превышающем 50% арендной платы за месяц.

В то же время срок уплаты налогов для льготной категории арендодателей продлен только до 15 октября и 15 ноября 2020 года соответственно, что не способствует достижению цели антикризисного нормативного регулирования – спасти бизнес от разорения.

2. В отношении каких объектов продлевается срок уплаты налогов?

Срок уплаты указанных выше налогов продлен в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

  • объекты, в которых расположены рынки, ярмарки;
  • торговые комплексы, торговые центры, торгово-развлекательные комплексы, торгово-развлекательные центры, многофункциональные торгово-развлекательные комплексы, многофункциональные торгово-развлекательные центры – площадью свыше 1 000 кв.м.;
  • выставочные павильоны (залы), расположенные на земельных участках с видом разрешенного использования 4.10 "Выставочно-ярмарочная деятельность" по классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540 и соответствующие ГОСТ Р 56765-2015 "Деятельность выставочно-ярморочная. Основные положения" – площадью не менее 35 000 кв.м.

Нетрудно заметить, что в число льготников не попало огромное количество арендодателей, которые сдают свои помещения организациям и индивидуальным предпринимателям из числа тех, что включены в перечень, утвержденный Постановлением № 434. Например, образовательные организации редко размещаются в торгово-развлекательных центрах.

Кроме того, как и ожидалось исходя из рекомендаций, данных в преамбуле к Постановлению № 439, в заветный перечень не были включены физические лица, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, которые также нередко сдают в аренду коммерческую недвижимость и будут обязаны предоставить отсрочку арендной платы.

В п. 7 Постановления № 202 также указано, что рассматриваемые льготы не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, находящихся в процедурах банкротства или ликвидации.

3. Какие есть еще условия применения новых льгот?

Для реализации права уплатить налоги в сроки, установленные Постановление № 202, арендодатель должен быть включен в перечень организаций, в отношении которых предусмотрены отдельные меры поддержки в условиях режима повышенной готовности (далее – перечень). Этот перечень поручено сформировать Департаменту потребительской сферы Краснодарского края.

Исходя из п. 5 Постановления № 202 сведения о таких арендодателях, имеющих право на льготы, будут включаться в перечень на основании данных Единого государственного реестра недвижимости и данных технического учета (инвентаризации).

Сформированный перечень должен быть направлен в УФНС по Краснодарскому краю до 20.04.2020.

Вместе с тем, из Постановления № 202 не ясно, в каком порядке арендодатели, претендующие на льготы, должны подтверждать факт предоставления отсрочки уплаты арендной платы, что является обязательным условием использования льгот. Скорее всего, нужно будет предоставить заверенные копии дополнительных соглашений об отсрочке уплаты арендной платы в налоговые органы.

Рекомендации арендодателям

  • Направить в ФНС России и Администрацию Краснодарского края письма с просьбой разъяснить порядок применения налоговых льгот, предусмотренных Постановлением № 202, в том числе: (а) каков точный перечень налогов, сроки уплаты которых продлены арендодателям; (б) каков порядок расчета этих налогов, предоставляются ли соответствующие льготы в отношении всех подлежащих уплате сумм налогов либо пропорционально доходу от использования объектов недвижимости, по которым предоставлена отсрочка арендной платы; (в) каков порядок подтверждения прав на льготы (куда и в каком порядке предоставлять документы, подтверждающие факт предоставления отсрочки по арендной плате) и т.п.;
  • Направить в Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края письмо с просьбой включить вас в перечень налогоплательщиков, в отношении которых предусмотрены меры экономической поддержки, с приложением документов, подтверждающих: (а) принадлежность объектов недвижимого имущества на праве собственности; а также (б) соответствие их критериям, установленным Постановлением № 202.                                                                         
Успешные проекты
Оспаривание проекта планировки центральной части Краснодара
Оспаривание проекта планировки центральной части Краснодара
Признан недействующим проект планировки центральной части Краснодара, препятствующий получить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции)
23.08.2021
Земля
Недвижимость
Защита права на компенсацию за фактически изъятый земельный участок
Защита права на компенсацию за фактически изъятый земельный участок
Наша команда добилась в Верховном Суде РФ отмены судебных актов об отказе в компенсации за земельный участок, фактически изъятый Администрацией Краснодара в результате допущенной ею хаотичной застройки микрорайона.
27.04.2021
Земельные споры
Связаться с нами
Задайте Ваш вопрос через форму обратной связи
Отправляя информацию, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности.
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Спасибо!
Ваша заявка принята. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Позвонить нам